Hoshin Kanri (HK) представляет собой концепцию циклического планирования и менеджмента с японским происхождением. Данная концепция применяется на 2 уровнях:
Уровень стратегического планирования. Небольшое количество ключевых долгосрочных целей деятельности фирмы подвергаются систематическому планированию. Они называются Прорывными Задачами (Breakthrough Objectives), и, как правило, сохраняются на протяжении от 2 до 5 лет с небольшими изменениями. Они направлены на достижение значительных улучшений эффективности или на внедрение значительных изменений в способе работы организации, подразделения или бизнес-процесса.
Каждодневный уровень. Большая часть времени в организации тратится нар каждодневные операции. Создание добавленной стоимости с помощью ключевых бизнесов-процессов, которые реализуют цель организации. Эти каждодневные Фундаментальные основы бизнеса необходимо контролировать повседневно в всех частях организации. Таким образом лица, ответственные запринятие решений, могут принять коррективные меры в реальном времени для непрерывного развития процесса (Kaizen (Кайдзен)).
Двойной подход Hoshin Kanri представляет собой один из основных составляющих элементов философии Total Quality Management (Комплексное управление качеством). Метод можно также рассматривать как форму применения Deming Cycle (Цикл Деминга) (PDSA/PDCA). Обзор Hoshin плана от предыдущего года ложиться в основу (ИЗУЧАЙ) нового Годового плана Hoshin (ПЛАНИРУЙ). Этот план затем распространяется по более низким уровням организации посредством Таблиц годового планирования (Annual Planning Tables). На каждом уровне, стратегия переводится и внедряется (ДЕЛАЙ) в правила, целевые показатели и действия для следующего более низкого уровня. Эти таблицы годового планирования затем подвергаются периодическому (ежемесячному) пересмотру. Определяются причины расхождений между ожидаемыми и фактическими результатами, после чего они обсуждаются и по ним достигается соглашение. Определяются необходимые коррективные меры (ДЕЙСТВУЙ).
Японское слово Hoshin означает: курс, политика, план, цель. Слово Kanri означает администрация, менеджмент, контроль, обязанность, внимание. Процесс HK часто сравнивается с калибровкой стрелок компаса. HK иногда также рассматривается как: Policy Deployment (Разработка Стратегии) или Планирование Hoshin (Hoshin Planning).
Происхождение философии Hoshin Kanri
Процесс Hoshin начался и развивалься в Японии в 1960-е гг. на основе практик управления качеством в таких компаниях, как Toyota, Nippon Denso, Komatsu и Matsushita Bridgestone Tire. Оно Сильное влияние на него оказали такие практики, как Цикл Планируй-Делай-Проверяй-Действуй Деминга (Deming), Management by Objectives (Управление по задачам) Питера Друкера (Peter Drucker), новая организационная концепция General Motors, а также лекции Др. Джурана (Juran) по общему менеджменту. Термин Hoshin Kanri стал широко приняться в Японии в середине 1970-х гг.. К концу 1970-х гг. аккумулированный опыт привел к формализации принципов, и первые книги на данную тему вышли в свет. Первый симпозиум по HK был проведен в Япония в 1981г., и в 1988г. Ассоциация стандартов Японии опубликовала серию работ на тему практик HK. В 1980-х гг., концепция распространилась в США. Hewlett-Packard, Procter & Gamble, Florida Power & Light, Intel, и Xerox начали внедрять собственные версии HK.
Применение планирования Hoshin Kanri - формы применения
Стратегическое долгосрочное планирование с применением принципов и методик TQM.
Развитие общих стратегических целей. Можно сравнить с Balanced Scorecard (Cбалансированная система показателей эффективности)
Непрерывное организационное развитие.
Стадии в Hoshin Kanri. Процесс
Однолетняя стратегия и средне- и долгосрочная стратегия.
Основная философия компании и политика качества.
Преобразование методологической стратегии в объективную стратегию.
Структура стратегии.
2 вида реализации целевого показателя - нисходящий и восходящий.
Внедрение целевого показателя. Процесс обсуждения до принятия окончательного решения по стратегии, при котором проект стратегии рассматривается между руководителями среднего звена и высшим руководством. Сравните: Appreciative Inquiry (Восприимчивое дознание)
Проверка контроля качества высшим исполнительным руководством.
Преимущества Hoshin Kanri. Преимущества
Фокусирует всю организацию на нескольких существенных, а не многих тривиальных факторах.
Сообщение стратегического видения.
С участием персонала. Создает вовлечение для достижения прорывных задач.
Интегрирует и способстует межфункциональному сотрудничеству для достижения прорывных результатов.
Прогресс на планах быть осторожным проконтролирован. Это делает возможным реакцию на неисполнение и коррективные меры.
Стратегическое планирование проводится систематически: Формат планов унифицируется по стандартам.
Процесс планирования непрерывно совершенствуется.
Акцент на тщательном анализе и понимании проблем, произошедших во время предшествующего цикла планирования/внедрения. Делает возможным Organizational Learning (Организационное обучение).
Ограничения Hoshin Kanri. Недостатки
Необходим жесткий процесс внедрения. Трудна реализация в некоторых культурах.
Требует долгосрочной приверженности, терпения и текущей поддержки и усилий высшего исполнительного руководства.
Относительно статичен. Прорывные задачи должны быть стабильны во течение пятилетнего периода.
Предположения концепции Hoshin Kanri. Условия
Лучший способ получить заданный результат состоит в том, чтобы проследить, что все сотрудники в организации понимают долгосрочное направление и что они работают согласно плану для претворения видения в реальность.
Подразумевает основные показатели, которые необходимо контролировать для обеспечения непрерывного улучшения ключевых бизнесов-процессов организации.
Прорывные действия возможны только в том случае, когда осуществляется контроль за фундаментальными бизнес процессами.